+7 (747) 250 9848, +7 (727) 310-02-49
Обратный звонок
Войти   Регистрация
Оригинал или дубликат?

Оригинал или дубликат?

Оригинал или дубликат?
Оригинал или дубликат?
19 октября 2021 в 10:49

Немало копий сломано в интернет баталиях по поводу того, какие же все таки запчасти лучше, оригинал или дубликат? Каждый настаивает на своей точке зрения и не терпит альтернативных мнений, с пеной у рта доказывая свою правоту. Но как и в каждом споре, истина где-то посередине, так и тут ситуация похожая. Для того, чтоб разобраться в этом вопросе, давайте посмотрим в целом как работает эта индустрия.

Мировой рынок производства автомобильных компонентов и аксессуаров в 2019 году составил 1,969 триллионов долларов США. Данный рынок можно разделить на два основных направления – OE и Aftermarket. Ниже на слайде вы можете увидеть TOP-25 мировых производителей автокомпонентов в обоих направлениях (сумма годовой выручки в млн. долларах США). Как видно, много компаний присутствуют и в правой и в левой колонке, то есть они поставляют как на первичную сборку автомобиля в качестве поставщика оригинального компонента, так и на вторичный рынок под своим собственным брендом.


OE (Original equipment) обозначает «оригинальные детали». Они поставляются разными производителями автокомпонентов на сборочное производство автомобильных компаний. Также применяются термины OES (Original equipment suppliers) и OEM (Original equipment manufacturer). Это детали, изготовленные ОЕ-производителем автозапчастей для гарантийного ремонта и обслуживания, и поставляемые через сеть официальных дистрибьюторов и дилеров брендодержателя (Toyota, Audi, BMW и так далее). Как правило, в зависимости от локального законодательства, официальные автомобильные бренды борятся с «серым импортом», поэтому запчасти купленные не у официального дистрибутора или дилера являются зачастую контрабандой (в СНГ конечно в этом плане все более мягче).

В среднем, в современном автомобиле порядка 30 000 частей. Современная структура мирового автопрома такова, что самим автомобильным брендом непосредственно производится не более 20% (а то и меньше) от общего количества деталей в автомобиле. В основном это элементы кузова. Связано это конечно со специализацией, укрупнением, снижением себестоимости. Например коробки Aisin ставятся на большое количество автомобилей разных брендов, таким образом например у Nissan, нет необходимости разрабатывать и производить свои собственные коробки, что существенно снижает и время и себестоимость. Что же касается оригинальных запчастей, которые вы можете приобрести у официального дилера в сервис центре, то основная часть из них — это запчасти сторонних производителей в коробочке к примеру «Toyota original». Производителем колодок для Cayenne, условно может быть и TRW и Bosch и Brembo, причем страна изготовления может варьироваться в широком диапазоне. Ниже на картинке приведен пример OE поставщиков на конвейер BMW.


Aftermarket — дословный перевод этого термина «вторичный рынок», или как мы привыкли слышать "не оригинальные запчасти" или "дубликаты". Эта категория включает в себя запасные части, аксессуары, смазочные материалы, а также товары для тюнинга. Например, мировой рынок аксессуаров от «вонючек» до ковриков составляет порядка 432 миллиарда долларов! В широком же смысле «вторичный рынок» означает все операции послепродажного обслуживания при эксплуатации автомобиля от начала и до конца его жизненного цикла. Понятие жизненный цикл конечно разное в зависимости от страны, например в Европе принято считать за жизненный цикл 13-летний период, что конечно сильно отличается от наших реалий. В странах СНГ более 60% автопарка составляют автомобили возрастом свыше 10 лет, а местное автомобильное производство и локализация еще не так развиты. Поэтому понятно, что общая доля вторичного рынка относительно первичного у нас в сторону первого.

Несмотря на то, что какая-то часть брендов работает только в качестве ОЕ-поставщика или же наоборот, работает только на вторичный рынок, подавляющая же часть мировых брендов комбинируют свои поставки, таким образом откусывая бОльшую часть пирога мирового рынка автокомпонентов. При этом, технические требования и соответствие стандартам качества в большинстве случаев одинаковые для обоих сегментов. Связано это в первую очередь с технологией массового производства. К примеру, свечи зажигания компании NGK, которые она поставляет на первичную комплектацию на конвейер Honda не будут отличаться по характеристикам от свечей, которые вы можете приобрести у официального дилера этого бренда. Также, как к примеру колодки TRW которые идут на конвейер и упакованы в коробку «Porsche original», не будут отличаться от колодок купленных у официального дилера TRW. Технологически и экономически просто нецелесообразно делать разные по качеству решения. Другой вопрос, это то что есть региональные различия в характеристиках какого-либо автокомпонента, в зависимости от требований местного законодательства по эксплуатации и безопасности. Мало того, эти требования могут изменяться со временем. Поэтому характеристики оригинальных запчастей могут иметь различия в зависимости от страны эксплуатации. Но это скорее всего исключение, чем правило, ввиду опять таки пресловутой оптимизации и экономии.


По способу производства и поставкам на конвейер, а вернее по месту размещения заказов на производство, как OE-поставщики, так и Aftermarket-поставщики подразделяются на три типа. Есть компании, которые производят только на своих производственных мощностях, другие комбинируют собственное и "outsource" (стороннее производство), третьи полностью размещают свое производство у сторонних компаний (упаковщики). Среди мировых лидеров по автокомпонентам практически не осталось компаний, которые используют только свои производственные мощности. Возвращаемся к вопросу об экономический целесообразности и логистике. Компании Valeo нет необходимости ставить завод в каждой стране, где она является поставщиком на конвейер, целесообразнее найти сертифицированный завод, который будет делать детали в соответствии с техническими требованиями Valeo. 

Теперь к вопросу страны производства. Если завод отвечает всем требованиям по качеству, есть соответствующая сертификация, наличие лаборатории, то в принципе нет разницы где произведена деталь, в США, Польше или Китае. Тем кто знаком, а главное был на производстве например шин Nokian в Финляндии и в России, знает что они ничем не будут отличаться. Это чистой воды стереотип, когда на уровне ощущений, покупатель отдает предпочтение не российскому товару, хотя по качеству они идентичны. И так, в разрезе стран, какие в данный момент ТОП страны про производству автокомпонентов?


Как мы видим из слайда, с большим отрывом лидирует Китай. Уже никого не удивляет, что в Китае производят качественную электронную технику, компания Apple тому подтверждение. Но в отношении автозапчастей, еще есть осторожность и скепсис при выборе. Давайте разберемся, каким образом Китай стал мировой фабрикой производства автокомпонентов? Ну во-первых немногие знают, что Китай в настоящее время лидер по производству пассажирских автомобилей (всего 96 млн. произведено в мире в 2018 году) с долей 29% от общемирового. И это больше чем ВСЯ Европа (22%), Америка (22%) или Япония (10%) вместе с Кореей (4%). Да это в основном какие-то неизвестные, дешевые и очень некачественные автомобили скажете вы. Но давайте взглянем на статистику продаж новых автомобилей в Китае?


Как вы видите, в ТОПе большинство как раз не китайские компании. Как же связано с этим производство автокомпонентов? Очень просто, в Китае практически 100% локализация за счет местных поставщиков. И естественно, что среди этих поставщиков не только чисто китайские компании, но и практически все мировые гиганты, которые производят продукцию под своим брендом в стране. Другое дело, Китай большой, огромное количество производств, и среди них есть которые делают откровенный контрафакт или дешевые запчасти низкого качества (скажите спасибо дилерам неразвитых стран и СНГ, которые это все покупают). Поэтому правильный выбор производственной площадки, является приоритетным при работе с данным регионом.


Теперь давайте перейдем непосредственно к вопросу сравнения оригинальных запчастей и дубликатов. «Всё смешалось в доме Облонских», и как же понять, что лучше, и что надо покупать в итоге? Да все очень просто, как и везде, тут нет однозначного решения, покупатель сам решает для себя, какой путь ему выбрать.

OEM/OES

ЗА
• Легче выбрать нужную запчасть: По сути у вас нет свободы выбора, вы можете обратиться к официальному дилеру или поставщику в вашем регионе и он подберет то, что вам необходимо в соответствии с вашим винкодом. Вам не нужно беспокоиться об оценке качества различных брендов и сравнении цен, вы экономите свое время. А время – деньги.
• Высокое качество: деталь OEM должна работать точно так же, как та, которую вы заменяете. Это то, чем был укомплектован автомобиль при первичной сборке, и это обеспечивает уверенность в характеристиках и стабильности работы.
• Покрывается гарантией официального дилера: Большинство автопроизводителей предоставляют на свои ОЕМ детали гарантию при установке в официальном дилерском центре. В случае возникновения неполадок, вы знаете к кому обращаться.

ПРОТИВ
• Дороже: запчасти OEM обычно стоят больше, чем запчасти на вторичном рынке. У официальных дилерских центров большая операционная составляющая, а также очень высокая маржа — зачастую цена для клиента будет на 100-300% выше, чем закупочная цена дилера. Например в Европе, 3S дилерские центры практически ничего не зарабатывают на продаже самого автомобиля. Норма прибыли там закладывается в запчасти и сервис.
• Необходимость покупать в дилерском центре. Несмотря на то, что существуют другие способы покупки OEM-запчастей (интернет-магазины), есть страны где доступ к оригинальным запчастям может быть только через официального дилера. Что конечно ограничивает выбор способов покупки. Также, даже у официальных дилеров очень часто необходимых запчастей нет в наличии, вам придется ждать какое-то время (иногда и несколько месяцев), чтобы починить свой автомобиль.
• Качество не всегда может быть лучшим: вы платите экстра-цену за OEM-деталь, надеясь, что она будет намного лучше чем дубликат, но в итоге ваши ожидания не оправдываются разницей в цене. К тому же не надо забывать, что современные производители автомобилей, закладывают определенный ресурс на свои компоненты, иначе официальные дилерские центры уже давно бы разорились. Поэтому в некоторых случаях вы переплачиваете только за имя.

ДУБЛИКАТЫ

ЗА
• Дешевле: дубликаты обычно дешевле, чем запчасти OEM, даже если они изготовлены на одном и том же заводе, на одной и той же линии, с одним и тем же качеством. Ваша экономия зависит от бренда и характеристик, которое вы выбираете.
• Качество может быть равно или выше OEM: в принципе вы можете приобрести лучшую деталь, чем которая стояла с завода. Зачастую aftermarket компании могут предложить доработанную или улучшенную версию ОЕМ решения. Например, когда автопроизводитель заказывает свои тормозные колодки, он всегда ищет баланс между стоимостью, долговечностью, уровнем шума и производительностью в соответствии с усредненными нормами для определенного автомобиля. Но если вам нужны более эффективные колодки, вы можете поставить более агрессивные компаунды. В этой нише также огромное количество компаний, которые выпускают широкий диапазон деталей для тюнинга – от выхлопных систем и колесных дисков и до электроники и аудиосистем.
• Больше разнообразия: есть тысячи компаний, которые производят запчасти для вторичного рынка. Некоторые специализируются на определенных запчастях, а другие компании, производят практически любую запчасть. Например сюда же можно отнести мировых гигантов этой индустрии, которые поставляют не только на автомобильные заводы, но и на вторичный рынок под собственными брендами. Больше разнообразия означает больший выбор и более широкий диапазон цен.
• Широкая доступность: вы можете вбить в поисковик необходимую вам деталь и появится сотни вариантов, где вы можете их приобрести. Также вы можете зайти в магазин автозапчастей или к местному механику СТО, и у них найдется деталь, подходящая для вашего автомобиля. Это дает вам больше вариантов того, где оставить машину на обслуживание, либо заняться ей самому в своем гараже.

ПРОТИВ
• Качество сильно варьируется: поговорка «Вы получаете то, за что платите» здесь звучит к месту. Некоторые производители в угоду рынку (особенно актуально для СНГ) стараются максимально снизить себестоимость, что естественно сказывается на качестве. Придерживайтесь тех брендов послепродажного обслуживания, с которыми вы знакомы или они рекомендованы механиком, которому доверяете, даже если эти запчасти стоят немного дороже.
• Огромный выбор: если вы не знакомы с брендами вторичного рынка, выбор может быть огромным, и есть вероятность при отсутствии соответствующей компетенции, что вы получите деталь плохого качества. Даже такая простая деталь, как свеча зажигания, может быть произведена десятками различных компаний и представлена во многих вариантах. Обратитесь к вашему механику за советом или просто используйте запчасти OEM, если разница в цене незначительна.
• Зачастую не имеют гарантии: для снижения затрат такие запасные части продаются без гарантии.

Какой путь лучше?

Дубликаты имеют широкий диапазон характеристик и качества, при покупке же оригинальных вы будете уверены, что вы ставите деталь которая предусмотрена заводом изготовителем автомобиля. Это создает свои преимущества и недостатки. Надо понимать, что есть большой круг автолюбителей, которые хотели бы улучшить какие-либо параметры в стандартном автомобиле или сэкономить деньги на его обслуживании. Если у вас новый автомобиль, для вас важно время и стабильное качество, и нет необходимости экономить деньги, то очевидно, что ваш выбор это ОЕМ детали. Если вы разбираетесь в устройстве автомобиля, у вас есть компетенция по брендам и знания по установке и эксплуатации, то дубликаты могут быть хорошей альтернативой, чтобы улучшить определенные параметры работы вашего автомобиля, а также уменьшить бюджет по его содержанию. Также надо учитывать, что большое количество контрафакта к сожалению присутствует на рынке СНГ. Порой очень трудно отличить оригинальную деталь от поддельной и вы можете стать жертвой не чистых на руку продавцов и вы вместо оригинальной запчасти получите подделку низкого качества.

19 октября 2021 в 10:49